Часто задаваемые вопросы по курсу «Культурное наследие в мультимедийном образовательном пространстве»
- Подробности
- Создано 27.11.2017 14:47
- Обновлено 05.12.2017 12:02
- Автор: Administrator
- Просмотров: 2779
Подскажите, пожалуйста, какую структуру web-сайта по фольклору вы могли бы порекомендовать?
Модель образовательного web-сайта по фольклору может выглядеть следующим образом:
1) электронная библиотека (оцифрованные версии печатных изданий и другая электронная литература);
2) депозитарий специфических программных средств, связанных с информационной безопасностью;
3) компьютерные программы для подготовки студентов;
4) базы данных по разным жанрам традиционного и современного фольклора;
5) оригинальные курсы лекций и базы тестовых заданий;
Каковы наиболее эффективные пути создания электронных библиотек, связанных с изучением фольклора?
Создание различного типа и уровня электронных библиотек - насущная задача специалистов, работающих в области программного обеспечения науки, культуры и образования. Опыт показывает, что создание электронной библиотеки, связанной с изучением фольклора, может осуществляться двумя путями: как создание автономной электронной библиотеки и как объединение ресурсов электронных библиотек вузов и научно-исследовательских центров.
Можно ли рассмотреть основные технологии пополнения фонда электронных библиотек?
В качестве технологий пополнения фонда могут, например, рассматриваться:
1) оцифровка печатных изданий и неопубликованных документов собственными силами организаций, участвующих в формировании фонда электронной библиотеки;
2) получение «оффлайновых» информационных ресурсов;
3) копирование свободно размещенных в Интернете электронных документов;
4) получение электронных документов из существующих электронных библиотек].
Во втором случае речь идет о разработке межбиблиотечного электронного каталога, средствах его создания и сопровождения; формах доступа к нему пользователей.
Какие электронные базы данных по фольклору представлены в сети Интернет?
В Интернете представлены, по крайней мере, три их типа:
1) базы данных по одному жанру фольклора;
2) базы данных одной региональной традиции;
3) базы данных центров или лабораторий фольклора.
Какие требования сегодня предъявляются к электронным лекциям?
Электронные курсы лекций быстро завоевывают образовательное пространство. Эффективность их высоко оценивается как авторами-составителями, так и пользователями. При этом общепризнанно, что переход на цифровое видео является не только тактически, но и экономически целесообразным. Среди основных требований, предъявляемых к видеолекциям, обычно называют: высокое качество медиа-данных, наличие интерактивных систем, защиту авторских прав.
Нужны ли иллюстрации в процессе проведения таких лекций?
Электронные курсы лекций могут, а скорее всего, и должны сопровождаться иллюстративным материалом (звуковые хрестоматии, фото и т.д.). На основе их могут разрабатываться тестирующие комплексы.
Скажите, пожалуйста, какие из электронных лекций по фольклору Вы могли бы отметить как наиболее удачные?
На наш взгляд, интересны следующие типы электронных курсов:
1) полный курс русского фольклора одного из ведущих фольклористов вузов страны (таких курсов может быть несколько);
2) курс, состоящий из лекций специалистов в той или иной области (например, А.Ф. Некрылова читает о народном театре, А.К. Байбурин - об обрядовых комплексах, К.Е. Корепова - о сказке и т.д.);
3) курс, состоящий из сохранившихся видеофрагментов лекций и выступлений ведущих ученых страны (В.Я. Проппа, Б.Н. Путилова, Н.И. Толстого и др.).
Помогут ли электронные библиотеки и другие материалы в процессе проведения научных исследований?
Виртуальная лаборатории, электронные библиотеки и полнотекстовые базы данных могут стать основой для проведения гуманитарных научных исследований, ориентированных на компьютерный анализ текста, экспликацию и моделирование смысловых контекстов различного вида и уровня. Технологии подобного рода уже существуют в науке.
Может ли в данном контексте реализоваться идея фундаментальности образования?
Наверное, именно в данной сфере идея фундаментальности образовательного процесса получает наиболее полное свое выражение. Студенты получают возможность знания, приобретенные в результате освоения математических курсов (вероятностно-статистические методы, в том числе кластерный анализ, основы моделирования, компьютерное стиховедение и др.), применить на практике.
Какие проблемы могут разрабатываться на основе полнотекстовых баз данных?
На основе имеющихся полнотекстовых баз данных, опираясь на богатейшую традицию структурно-типологического и семиотического изучения фольклора (работы В.Я. Проппа, К. Леви-Строса, Л.Ж. Греймаса, К. Бремона, Э.К. Кёнгас и П. Маранда, А. Дандиса, Г.Л. Пермякова др.; новейшие достижения в этой области связаны с компьютерным анализом фольклорных и языковых феноменов В. С. Баевским), начинающие фольклористы могут продолжить исследования механизмов порождения фольклорных и культурных стереотипов (выявление традиционных формул, способов их сочетаемости в пределах одного жанра и традиции в целом), структуры отдельных жанров (сказки, пословицы, загадки), ритмики народной лирики. В последнем случае может быть использована технология динамичного представления стихотворных текстов.
Какие понятия могут изучаться с использованием рассмотренной технологии?
Организация подобных исследований в практике подготовки специалистов по традиционной культуре способствует более глубокому усвоению ими таких сложных понятий, как «модель» «структура», «функция», «парадигма» и др., сознательному использованию основных методов анализа текста.
Какой вклад в развитие фольклора внес М.В. Ломоносов?
М.В.Ломоносова вопросы фольклора заинтересовали в связи с работами по теории русского стиха, истории языка. Поэта и теоретика особо интересовала проблема образности народной речи (интерес к пословице), проблеме дохристианских верований славян, обряд и обрядовая поэзия. Основной смысл и значение фольклора Ломоносов видит в его историческом содержании; в народных преданиях он обнаруживает сохранившиеся исторические свидетельства, позволяющие научно восстановить древнюю историю. Вслед за Тредиаковским, Ломоносов изучает народное стихосложение и в своей работе «Письмо о правилах российского стихотворства» развивает далее теорию силлабо-тонического стихосложения.
Как в 18 веке решался вопрос о связи фольклора с литературой?
Уже А.Д.Кантемир ставит вопрос о народной поэзии как виде литературной деятельности. В примечаниях к переводу «Посланий» Горация Кантемир пишет, что создателями первых стихов и песен были «грубые пстухи и земледельцы». В работах Кантемира встречаются фольклорные записи: историческая песня об Иване Грозном, пословицы, поговорки, меткие фразеологические выражения. В.К.Тредиаковский в книге «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» (1735) указывал на народную поэзию как на основу для сложения стихов в современной ему литературе. Им был определен принцип тоники (стиха, построенного на равном количестве ударений в строке), который свойственен народной поэзии и потому должен быть принят поэтами. Тредиаковский сделал фольклор объектом филологических разысканий в своей работе «Мнение о начале поэзии и стихов вообще», в ней он пишет, что народная поэзия является самой ранней формой поэтического творчества, а первыми стихотворцами были языческие жрецы.
Нашел ли отражение русский фольклор в поэзии декабристов?
Повышенный интерес к фольклору нашел отражение и в художественной практике декабристов; фольклорные мотивы встречаем в поэзии Рылеева, Бестужева, Одоевского, Кюхельбекера и других. Но в то же время в работах декабристов отразилась ограниченность их исторической концепции. Идеализация глубокой старины и неверная оценка современного фольклора отразились в противопоставлении фольклора древней и современной Руси. У декабристов отсутствовало стремление понять жизнь народа во всем своеобразии.
Как относился к фольклору А.С.Пушкин?
Пушкин выступал не только как непревзойденный мастер интерпретации фольклорных произведений, но и как один из первых их собирателей и теоретиков. К народной поэзии Пушкин подходил и как поэт, и как ученый-исследователь и как критик; он отчетливо представлял себе историческое значение народной поэзии, ее роль в создании национальной литературы. Для Пушкина в центре его размышлений стояла проблема народности, он неоднократно и по разным поводам останавливался на этом вопросе. Народность, по его мнению, определяется не темами, не сюжетами, а идейным содержанием; народный писатель не должен ограничиваться узконациональными предметами, а должен опираться на широкий опыт мировой культуры.
Какие изменения фольклорных жанров произошли в 19-20 вв.?
Изменения традиционных жанров заключались в том, что область их распространения сужалась, некоторые жанры (как исторические песни) выходили из употребления; все жанры стали быстрее откликаться на изменения жизни; обновилась тематика народной поэзии, в ней усилились сатирические мотивы; во многих жанрах возросла роль импровизации, расширились связи фольклора с литературой. К новым явлениям в фольклоре можно отнести: формирование и быстрое распространение жанров, не существовавших ранее (частушки); широкое развитие рабочего фольклора, зарождение и развитие индивидуально-творческого начала (появление поэтов-певцов). Во многих жанрах наблюдается усиление реалистичности, эту особенность можно отметить даже в сказках. Поэтика сказки хотя и устойчива, но постепенно упрощается, сказки бытового характера приближаются к сказу или рассказу, стиль волшебных сказок явно снижается.
В чем специфика жанра сказа, появившегося в рабочем фольклоре?
В рабочем фольклоре развился такой прозаический жанр как сказ, который значительно отличается от сказки. Если сказка всегда опирается на вымысел, то в сказе – опора на достоверный жизненный факт. Сказ не имеет богатой сказочной обрядности, особенностей композиции и стиля. По своей форме он представляет собой рассказ-воспоминание о событиях сравнительно недавнего прошлого.
Каковы особенности советского фольклора?
К советскому фольклору относятся только такие поэтические произведения, которые созданы в советское время не профессионалами, а самим народом и которые получили те или формы жизни (исполнения, бытования) в народе.
В фольклоре этого периода можно отметить такую особенность, как уменьшение вариативности, но это явление вполне закономерное, подготовленное всей историей русского народного творчества. Основным источником народного творчества в ХХ веке является сама жизнь, во многих случаях отдельные произведения возникают как прямой отклик на определенные жизненные события.
Как развивался жанр сказки в 20 веке?
Более жизненным в условиях ХХ века оказался жанр сказки, они продолжали активно бытовать в 20-е и 30-е годы; в эти годы фольклористами записано более 2000 сказочных текстов. Несравненно меньшее распространение, чем сказка, в это время получили предания, легенды и другие жанры несказочной прозы.
Как сложилась судьба прозаических жанров малой формы?
Рассказы, легенды, анекдоты пережили период своебразного «расцвета» в 20-ые и 30-ые годы. В устном репертуаре нередко встречаются прозаические рассказы о реальных событиях, о виденном и пережитом самими рассказчиками. Жанровое своеобразие таких рассказов не дифференцируется, их называют по-разному: то преданиями, то сказками, то рассказами, то легендами; можно только отметить, что жанровые границы между ними очень зыбки, их, скорее, можно рассматривать как общую группу. Некоторые исследователи (Н.И.Кравцов, С.Г.Лазутин и др.) выделяют три разновидности рассказа: 1) исторический рассказ, 2) автобиографический рассказ, 3) новеллистический рассказ. Большое распространение получил короткий юмористический или сатирический рассказ, называемый анекдотом.
В чем заключается национальное своеобразие русского фольклора?
Национальное своеобразие русского фольклора не следует рассматривать как механическую сумму отмеченных нами особенностей. Фольклор – живое творческое явление. Национальное своеобразие, как и сама нация, явление историческое, то есть развивающееся и изменяющееся. Важно понять, что фольклор создается народом, прошедшим определенный исторический путь, служит отражением его жизненного опыта, психического характера, оральных и эстетических понятий.
Подкатегории
-
Дополнительное образование
Вопросы пользователей, впервые столкнувшихся с Joomla!.
- Кол-во материалов:
- 2
-
Лекции
- Кол-во материалов:
- 2
-
Новости ДПО
Информация в левой панели
- Кол-во материалов:
- 3